• Личный кабинет
  • 0 товаров
    Сумма: 0
    Ваша корзина пуста
Меню
Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Общие вопросы » Беседка » История общественного договора
История общественного договора
unitДата: Среда, 18.11.2015, 13:37 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 448
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
История общественного договора, расшифровка и определение понятия.

Общественный договор - одна из древнейших основ современного общества.

Первым упомянул теорию общественного договора Эпикур, который считал, что договор заключен между народом и властью с целью непричинения друг другу вреда. Концепция общественного договора была отложена в долгий ящик и не пользовалась популярностью во времена абсолютистских монархий средневековья. Затем к ней вновь вернулся Гуго Гроций на заре эпохи нового времени. Неудивительно, что Гроций, выросший в годы нидерландской войны за независимость от испанского владычества и воспитанный на гуманистических идеях Аристотеля, выступил с концепцией договорного происхождения государства. Наступал век, когда пришла пора обосновать право народов на свободу и призвать власть к ответу. Реакцией на эти процессы стала концепция, согласно которой люди создали государство не по божественному наитию, а добровольно с целью взаимовыгодного сосуществования. Теория била монархов и феодалов не в бровь, а в глаз.
 
unitДата: Среда, 18.11.2015, 13:38 | Сообщение # 2
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 448
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
В дальнейшем общественный договор получил углубленное развитие, и концепция разделилась на несколько теорий. Томас Гобс, также отвергнув теорию божественного происхождения государства, тем не менее, прочно стоял на позициях поддержки абсолютной монархии. По его мнению, догосударственное устройство жизни общества было довольно плачевным, это так называемое естественное состояние сопровождалось «войной всех против всех». В итоге люди были вынуждены создать государство и делегировать ему право на легитимное насилие, чтобы установился порядок. Гобс явно был невысокого мнения о человечестве, с другой стороны, и в наше время можно найти немало примеров его правоты.

Джон Локк давал общественному государству иную предпосылку. Он считал, что естественное состояние сопровождалось не всеобщей садисткой вакханалией, а равенством людей между собой, так как и деньги, и частная собственность отсутствовали в принципе. Люди создали государство ради всеобщего блага, а для этого, опять-таки, нужно было делегировать определенные полномочия государству, дабы оно обеспечило дальнейшее развитие. Поэтому, цель государства не смирение буйных, малоразумных людей, как считал Гобс, а защита их прав. Чем больше прав, тем больше обязанностей, таким образом, права рождают ответственность, и общество, и государство становятся взаимно ответственны друг перед другом. Эта более лестная человеческому самолюбию теория легла в основу концепции демократического государственного устройства, а сам Локк был сторонником конституционной монархии.
 
unitДата: Среда, 18.11.2015, 13:38 | Сообщение # 3
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 448
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Гуманистическая теория Жан-Жака Руссо - нечто среднее между гобсовской и локковской, но, в то же время, если присмотреться, идет гораздо дальше. Руссо считал, что общество в естественном состоянии пребывало в гармонии с природой, не испытывая на себе социального неравенства (практически коммунизм). Все испортил квартирный вопрос, точнее собственность. Частная собственность породила богатых и бедных, угнетателей и угнетаемых. Общество создает государство и ставит его над собой, чтобы оно установило справедливость. Тут-то Руссо и выдвигает свой знаменитый тезис, который наизусть знает любой заливной демократ: носителем и источником власти является народ. В основе всего лежит народная воля и, следовательно, народ может свергать несправедливых правителей, позабывших, кто тут слуги, а кто господа. Эти взгляды легли в основу всех революционных течений и, в частности, стали теоретической базой французской революции. Так философы уменьшили расстояние от абсолютистской монархии до революции до длины ружья с примкнутым штыком.

В наше время, общественный договор употребляется как социальный контракт и заботят его скорее не абстрактные размышления на тему того, кто и что делал в естественном состоянии, а как максимизировать экономические выгоды. Социальный контракт разошелся на десятки научных теорий юристов, философов, политологов и пр., но наибольшее практическое применение получил именно в экономике. В конечном итоге, все современные теории заняты поиском справедливости.

Общественный договор преобразовался в социальный контракт между органами власти, коммерческими и некоммерческими организациями. Весь вопрос в том, могут ли они эффективно взаимодействовать и повышать благосостояние общества. Но мало одного социального контракта, необходимо еще и гражданское общество, чтобы ответственно подходить к выполнению условий со своей стороны и следить, чтобы государство также выполняло свою часть договора.

Можно сказать, что в России развитие социального контракта находится в зачаточном состоянии. И весь общественный договор состоит в том, что власть не трогает общество, пока оно не начинает лезть не в свое дело. Социальная политика так и остается монополией государства, а частная благотворительность не находит массового отклика, как со стороны общества, так и государства. Никто не готов нести ответственность за что бы то ни было, именно поэтому в России не принято строить долгосрочных бизнес-планов, так как никогда нельзя с уверенностью предсказать, что будет через пять лет и будет ли возможность решить новые проблемы.

В нашем отечестве общественный договор остановился скорее где-то на уровне Гобса и единственное негласное соглашение, которого удалось достигнуть: такое государство все-таки лучше, чем вообще никакого государства.
 
Форум » Общие вопросы » Беседка » История общественного договора
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: